Захват самолета Ил-76 в Кандагаре в 1995 году

Захват самолета Ил-76 в Кандагаре в 1995 году

Захват самолета Ил-76 в Кандагаре в 1995 году

3 августа 1995 года самолет Ил-76 (бортовой номер RA-76842) казанской авиакомпании "Аэростан" выполнял коммерческий рейс из Тираны (Албания) в Баграм (Северный Афганистан). Экипаж состоял из семи человек под руководством командира воздушного судна Владимира Шарпатова.

На борту были 1304 ящика с патронами калибра 7,62 мм, которые, согласно международным нормам, относились к амуниции и были разрешены к перевозке на самолетах.

Ил-76 совершал коммерческий рейс по заказу правительства Бурхануддина Раббани в Кабуле, фактическим получателем груза был министр обороны Афганистана Ахмад Шах Масуд - главный враг исламского движения "Талибан".

Над Афганистаном самолет был перехвачен истребителем МиГ-21 движения "Талибан" и был принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза. При досмотре в одном из ящиков были обнаружены крупнокалиберные снаряды, запрещенные для перевозки. По одной из версий, злополучный ящик был загружен на борт в последний момент агентами "Талибана" в Тиране.

Всех семерых членов экипажа самолета посадили под домашний арест. "Талибан" обвинил их в поставке оружия войскам "Северного альянса" Раббани и Масуда.

Более года (378 дней) члены экипажа самолета находились в плену в очень тяжелых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи.

Огромные усилия для освобождения экипажа из плена прилагал президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Помощник президента Тимур Акулов 26 раз лично летал в Афганистан на переговоры с талибами.

К переговорам с "Талибаном", кроме МИД РФ и делегации Татарстана, привлекались посредники из Организации Исламская конференция и ООН. В переговорном процессе принимали участие президент США Билл Клинтон, вице-президент США Альберт Гор и премьер-министр Пакистана Беназир Бхутто.

Однако усилиям дипломатов и международных посредников не было суждено увенчаться успехом. Им удалось добиться лишь разрешения на переписку и ряда встреч с летчиками, в ходе которых удалось спланировать и подготовить их побег.

Экипаж смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолет требует периодического технического обслуживания. За отсутствием собственных специалистов, летчикам было разрешено раз в месяц проводить техобслуживание захваченного самолета, который все это время стоял заправленным в аэропорту Кандагара. 16 августа 1996 года экипаж по согласованию с талибами проводил очередное техобслуживание. Воспользовавшись ослаблением бдительности из-за пятницы (выходной у мусульман) и времени молитв, летчики завели самолет и начали поднимать его в воздух. Трое охранников, которые в этот момент находились на борту, были оперативно обезоружены. Пока самолет набирал высоту, службы аэродрома безуспешно пытались найти пилота единственного истребителя - воспользовавшись выходным, он уехал из города.

Для обмана погони экипаж направил самолет не в Россию, а к иранской границе, а оттуда через Персидский залив - в Объединенные Арабские Эмираты. Полет над территорией Афганистана и Ирана производился в условиях горной местности на высотах до 50 - 100 метров без связи с наземными авиационными службами, чтобы самолет не был засечен средствами ПВО. Благодаря мастерству пилотов, этот рискованный полет окончился успешно. К вечеру 16 августа экипаж самолета Ил-76 совершил благополучную посадку в Объединенных Арабских Эмиратах, а оттуда был доставлен на Родину.

22 августа 1996 года указом президента Российской Федерации Борисом Ельциным за героизм, мужество и стойкость, проявленные при освобождении из вынужденного пребывания на территории Афганистана, командиру самолета Владимиру Шарпатову присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали "Золотая Звезда". Этим же указом высокое звание было присвоено второму пилоту Газинуру Хайруллину. Остальные члены экипажа: штурман Александр Здор, бортинженер Асхат Аббязов, ведущие инженеры Сергей Бутузов, Виктор Рязанов, бортрадист Юрий Вшивцев, награждены орденами Мужества.

В 2004 году грузовой транспортный самолет Ил-76, регистрационный номер RA-76842, был приобретен авиакомпанией "Авиакон Цитотранс" из Екатеринбурга. С этого времени в составе флота компании он не раз принимал участие в гуманитарных миссиях ООН, Всемирной продовольственной программы, Международного Комитета Красного Креста и Детского фонда ООН.

В 2009 году по событиям 1995-1996 годов режиссером Андреем Кавуном был снят фильм "Кандагар". В прокат фильм вышел в феврале 2010 года.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Самолет Ил-76 (бортовой номер RA-76842) казанской авиакомпании Аэростан. Апрель 1995

Самолет Ил-76 (бортовой номер RA-76842) казанской авиакомпании Аэростан. Апрель 1995


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Захват самолета Ил-76 в Кандагаре в 1995 году" в других словарях:

  • Бут, Виктор — Российский предприниматель, осужденный в США на 25 лет тюрьмы за незаконную торговлю оружием и помощь террористическим группировкам Российский предприниматель, называемый спецслужбами США одним из крупнейших нелегальных торговцев оружием в мире.… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Военная история Австралии — История Австралии …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»